Сколько водку ни гони... С 1 июля повышается цена на алкоголь в рамках борьбы с пьянством К каким последствиям приводили подобные акции в прошлом? Источник: tumen.kp.ru Стоимость водки с 1 июля вырастет почти на треть. Согласно приказу Росалкогольрегулирования минимальная розничная цена поллитровки составит 125 рублей. Пропорционально подорожает и другое крепкое спиртное. Бутылка коньяка 0,5 литра будет стоить не меньше 219 руб., бренди - не меньше 190 рублей. Cтоль серьезное подорожание связано с ростом акцизов на алкоголь. Повышение цены на алкогольные напитки, особенно крепкие и популярные в народе, - для государства игра практически беспроигрышная, хотя бывают и некоторые обстоятельства, которые могут «выигрышу» помешать. Генеральная линия проста: повысить цены, народ будет меньше покупать водки, а соответственно, меньше выпивать. Но, поскольку подорожавшую водку покупать все-таки будут, доходы от ее продажи не сократятся. Прибыль же государства от акцизов только вырастет. Морально-медицинская составляющая проекта также всегда наготове: повышение цены на алкоголь укрепляет здоровье граждан, способствует уменьшению смертности, увеличивает продолжительность жизни и вообще благотворно влияет… Это схема благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. И уроки истории почему-то нас не особенно и учат… Ну, за революцию! Советская власть вела борьбу с пьянством (ей почти всегда сопутствовало повышение цен на алкоголь) не всегда последовательно. С августа 1914 года в царской России существовал частичный сухой закон. Николай II запретил продажи спирта, вина и водки до окончания военного времени. Советская власть запрет снимать не стала. Лишь в годы новой экономической политики появились послабления: в 1921 году начался выпуск вина, в 1922-м - коньяка, а в 1924-м появилась первая советская водка, прозванная по имени председателя Совнаркома «Рыковкой». Попытки ограничить алкогольную зависимость государства и его граждан в 1929 году вылились лишь в появление журнала «Трезвость и культура» и превращение пивных в чайные. Иногда, правда, появлялись грозные постановления, например в 1938-м приказ Ворошилова «О борьбе с пьянством в РККА», но они носили временный характер. Уже через год в финскую войну появились «наркомовские 100 грамм». С 30-х годов экономика уже прочно подсела на алкоголь. И чтобы стимулировать сбыт, снижали цены. В 1947 году водка подешевела на 33%, а в 1950 году - еще на 11%! В декабре 1958 года было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Следствие - продажу водки ограничили. Но через два года производство расширили снова. Пьянству - бой В брежневские времена была предпринята первая серьезная антиалкогольная кампания.Началась она с публикации в мае 1972 года постановления ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Цена за простую поллитровку выросла с 2 руб. 87 коп. до 3 руб. 62 коп. Еще в антиалкогольные меры входило ограничение времени продажи спиртных напитков с 11.00 до 19.00, создание лечебно-трудовых профилакториев и вырезание из фильмов сцен возлияний. Но и эта реформа быстро сошла на нет. Сложная экономическая ситуация второй половины 70-х потребовала «вернуть» водку на пьедестал. Да и тогдашние руководители КПСС не очень-то верили в успех. Секретарь ЦК Андрей Кириленко так заявил Брежневу: - У нас пили, пьют и будут пить… Трезвость - норма жизни? 1 июня 1985 года вступил в силу указ президиума Верховного Совета СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». Алкоголь теперь продавали с 14.00 до 19.00 и только в специализированных магазинах. Могли его купить только те, кому исполнился 21 год. Производство спирта и виноматериалов было решено резко сократить, виноградники уничтожали, пьянки в общественных местах запрещались. Появился слоган «Трезвость - норма жизни!». Отвлекать население от возлияний планировали... творчеством. Цитируем постановление ЦК: «...принять дополнительные меры к увеличению поставок населению слесарных и столярных инструментов, авто- и мотозапчастей, кино- и фотоматериалов, художественных красок и кистей, полуфабрикатов изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода... необходимых для занятий техническим и художественным творчеством». В свое время я попросил бывшего члена политбюро и секретаря ЦК КПСС Егора Семеновича Строева дать оценку результатам антиалкогольной кампании. Он был суров: «Эта кампания не просто вызвала оппозицию против Горбачева, партии и власти в целом, она подорвала одну из основ нашего бюджета. Вреда от нее, если оценивать с сегодняшних позиций, было гораздо больше, чем пользы. Прошло какое-то время, и спирт все равно потребовался. Потребовался для нужд экономики. В то время денег от акцизов, как говорят сейчас, хватало, чтобы заплатить зарплату учителям, врачам, государственным служащим. Это составляло почти 30% бюджета. И представьте себе, столь значительная денежная составляющая практически была убрана, цены на нефть упали до 12, а потом и до 9 долларов за баррель. Бюджет стал остродефицитным. Перекрывать было нечем. Эту беду мы сами вызвали, не продумав результаты кампании до конца». Оценивать кампанию, которая началась 26 с лишним лет назад, можно по-разному. Кто-то будет говорить о том, что в результате ее снизилась смертность и более миллиона человек не умерли от болезней, связанных с алкоголем. Зато в России появилась наркомания, в доперестроечные времена бывшая уделом ранее судимых граждан и выходцев из среднеазиатских республик. Одни скажут, что увеличилась рождаемость, другие будут противопоставлять этому нищету конца 80-х - начала 90-х. Мы можем вспомнить и про варварскую вырубку виноградников, и про осложнение отношений со странами соцлагеря - Венгрией, Болгарией и Румынией, у которых СССР прекратил закупать вино. И, в конце концов, нельзя забывать, что одним из результатов экономической катастрофы того времени было крушение некогда могучего Советского Союза… |
Комментариев нет:
Отправить комментарий